Кризис жанра, или Виды игр, которые больше (почти) не делают

Ни для кого не секрет, что сейчас игровая индустрия штампует только те виды игр, которые гарантированно пользуются спросом. Время идет вперед. Мир меняется. Технологии развиваются. Некоторые жанры остаются позади и вымирают, и олдфагам вроде нас остается оплакивать эти потери в хабрапостах. 

В этом посте посмотрим на вымершие с коммерческой точки зрения жанры. И сразу уточним — речь пойдет про игры для ПК и консолей. Область мобильных игр — тема отдельного хабрапоста. (Но если вам все же интересно, то статистику по мобильным играм на октябрь 2022 года можно посмотреть в этой статье.)  

Во что играют в 2022 году

В мире существует более миллиона видеоигр и более 30 их жанров. 

С первых дней возникновения компьютерных игр инновации в технологиях и аппаратном обеспечении определяли их развитие, а игровые жанры адаптировались, чтобы отразить эти улучшения: посмотрите на самые ранние текстовые ролевые игры и The Witcher 3, чтобы увидеть, насколько далеко продвинулся этот жанр за более чем три десятилетия. 

О том, почему популярен тот или иной жанр и чем он цепляет игроков, написана не одна книга по геймдизайну. В игре должен быть выдержан баланс сложности, темпа, соревновательности, юмора, а также учтена куча других параметров. Можно вложить миллионы денег в маркетинг, но если игра в итоге окажется сложной, запутанной, с непродуманными игровыми механиками, то она умрет, не принеся создателям прибыли. Учитывая, что современные игроки избалованы и их вниманием сложно завладеть, разработчикам нужно хорошо постараться, чтобы их игра вызвала отклик. И подобный естественный отбор привел нас к господству определенных жанров. 

По данным NPD Group — компании, занимающейся изучением рыночной конъюнктуры, список самых продаваемых игр на октябрь 2022 года выглядит так:

В топе мы видим экшен, спорт, приключения, RPG. Именно эти жанры дают максимальную игровую свободу игрокам и множество возможностей разработчикам.

Современный шутер развился из аркадных игр и остается самым популярным среди современных геймеров. Формат шутера предоставляет разработчикам большой выбор различных сеттингов — можно взять  за основу реальные исторические события, как это было в Call of Duty, или поместить игрока в инопланетный мир, как в Halo или Quake.

По оценкам, в 2022 году двадцать процентов геймеров предпочтут шутеры. Благодаря популярности этого жанра людям легче найти союзников и противников на онлайн-арене. Поэтому шутеры занимают первое место среди самых популярных игровых жанров.

RPG занимают второе место — одиннадцать процентов геймеров выберут именно эти игры. Сейчас ведется много споров вокруг того, что считать ролевой игрой, но с уверенностью можно сказать, что любая игра со структурой, основанной на выборе и управлении инвентарем, подходит под это определение. Такие игры начинались как текстовые приключения на ПК, но теперь это разветвленные 3D-приключения, происходящие в открытом и огромном мире. Ожидается, что к 2026 году рынок MMORPG вырастет на 9,5%.

Спортивные игры — от первой Pong до последней EA SPORTS FIFA — берут азартом, вовлекают игрока и позволяют использовать онлайн-геймплей. 

Что мы потеряли?

Текстовые игры

Очевидно, что с развитием технологий текстовые игры в том виде, в каком мы их знали на заре развития компьютеров, ушли в прошлое. Текстовые приключения стали основой для современных RPG. Они давали игрокам все то, что есть в видеоиграх — выбор и интерактивность, в те времена, когда графика была в зачаточном состоянии и не было соответствующего железа. Игрок взаимодействовал с игрой, вводя различные команды.  

В эти игры могли играть несколько игроков по сети, используя ранние коммутируемые соединения, то есть такие игры были предшественниками современных MMO. Название «текстовые приключения» сохранилось даже в первые годы графики, пока интерактивность обеспечивалась вводом текста.

В качестве примера можно привести Zork, где игрока мог съесть монстр Грю, и The Oregon Trail, в которой можно было умереть от дизентерии. Несмотря на примитивность подобного жанра, рынок для них все еще существует, и энтузиасты разрабатывают их по сей день. 

Рик, Морти и Саммер играют в текстовую игру:

Шутеры со световыми пистолетами (light gun shooter)

Технология светового оружия появилась еще в 1930-х годах. Световые датчики позволяли игрокам стрелять по движущимся целям на экране, и игры со световым оружием получили широкую известность в середине 80-х годов благодаря Duck Hunt (1985 год). В следующее десятилетие популярность этой игры возросла.

Кровожадные дети 90-х наслаждались возможностью взять в руки пластиковый пистолет и воплотить в жизнь свои фантазии из боевиков в Virtua Cop (1994 год) и Time Crisis (1995 год).  

Сейчас пострелять из светового пистолета можно только в игровых автоматах — там можно встретить и House of the Dead, и Halo: Fireteam Raven 2018 года. А вот за пределами игровых автоматов периферийные устройства в основном можно найти только у кого-то на антресолях.

Несмотря на умирание жанра, дух домашней игры со световым пистолетом поддерживается, например, игрой для PlayStation Farpoint (2016 год), которая позволяет игрокам использовать контроллер прицеливания PSVR для поражения целей в виртуальном мире. Но сейчас игра практически исчезла с радаров.

Контроллер прицеливания PSVR для игры Farpoint
Контроллер прицеливания PSVR для игры Farpoint

Приключенческие игры Point-and-Click

Помните, какой ажиотаж вызвало продолжение игры Grim Fandango (1998 год)? Вот и мы не помним. А все потому, что жанр Point-and-Click как средство зарабатывания денег умер. 

В конце 80-х и большую часть 90-х годов такие игры приобрели огромную популярность. Главенствовали серии Kings Quest, Police Quest, Space Quest, Legend of Kyrandia и Leisure Suit Larry. К 90-м годам к ним присоединилась компания Lucasarts, выпустившая хиты Maniac Mansion, The Secret of Monkey Island и Full Throttle. 

Одна из причин популярности таких игр — они могли представить более впечатляющий игровой опыт и продуманные по сюжету истории на ограниченном аппаратном обеспечении той эпохи. Эти игры отлично выглядели и звучали.

Но в середине 90-х произошел взрыв популярности шутеров от первого лица, и рынок наводнили игры Duke Nukem 3D, Heretic, Blood, Rise of the Triad и Dark Forces. В конце 90-х появились игры в жанре Deathmatch — Quake и классика FPS Half-Life.

В середине 90-х геймеры познакомились с новым и захватывающим жанром Real-time strategy, который погрузил их в Warcraft II, Command & Conquer, Dune II, Starcraft и Total Annihilation. Благодаря мощным однопользовательским кампаниям, удобному локальному мультиплееру и появлению Battle.net, эти игры окончательно переманили геймеров и завладели их временем и вниманием. Привлекательность более медленных игр угасла, и к 2000 году игры Point-and-Click почти что вымерли.

Смерти жанра способствовало и перенасыщение рынка. Европейские студии выпускали такие игры тоннами, и к концу 90-х геймеры увидели ошеломляющее падение качества. Игры были очень похожи. 

Также печально известной проблемой были эзотерические квесты, часто не интуитивные и длинные. Один из примеров — важный для сюжета ключ, застрявший в электрифицированном рельсе метро в игре 1999 года The Longest Journey. Чтобы его достать, игроку нужно было выполнить 12 неочевидных действий. А учитывая, что доступ к интернету был далеко не таким повсеместным, как сегодня, такого понятия, как GameFAQ, не было. Приходилось ломать голову или в сердцах ломать диск с игрой.

Пример отечественной игры Point-and-Click — «Братья-Пилоты. По следам полосатого слона»
Пример отечественной игры Point-and-Click — «Братья-Пилоты. По следам полосатого слона»

Интерактивные киноигры

Quick Time Events, как и большинство других спорных игровых тропов, сам по себе не так уж плох. Но что если игра представляет собой один длинный QTE от начала до конца? Некоторые геймеры их просто ненавидят.

Road Avenger — интерактивное аниме
Road Avenger — интерактивное аниме

Такие игры, как Dragon's Lair и Road Avenger, едва ли можно назвать играми вообще. Но при этом отсутствие интерактивности означало, что разработчики могли серьезно поработать над графикой. Эти игры были максимально приближены к мультфильмам 90-х годов. 

Жанр «киноигр» был доминирующим, когда графический прогресс позволил играм выглядеть так же хорошо, как и мультфильмы, и при этом иметь реальный геймплей. Пожалуй, это единственный жанр в этом списке, который действительно остался в прошлом, хотя его влияние будет ощущаться еще не одно поколение. Редких представителей жанра, как, например, As Dusk Falls в расчет не берем.

Игра «Позвоните Кузе» — российская интерактивная игра, в которую можно было играть прямо со стационарного телефона
Игра «Позвоните Кузе» — российская интерактивная игра, в которую можно было играть прямо со стационарного телефона

Автомобильные боевые игры

Два самых известных имени этого жанра — Carmageddon и Twisted Metal, пользовавшиеся огромной популярностью. Они позволяли игрокам доводить ярость на дорогах до откровенно абсурдных высот.

Разработанная компанией Stainless Games и впервые выпущенная в 1997 году игра Carmageddon была самой веселой. Игрок гоняет на автомобиле вместе с компьютерными соперниками. 

Пройти гонку можно было тремя различными способами: пройти (или проехать) трассу игры, разбивать другие гоночные автомобили, просто убивать пешеходов. 

90-е были золотой эрой жанра автомобильных боев. Именно в это десятилетие на рынке появились самые успешные игры: Vigilante 8, Twisted Metal, Destruction Derby. Но Carmageddon отличался от них другим геймплеем. В игре игроку начислялись очки за убийство пешеходов на улицах. Из-за жестокого характера Carmageddon в нескольких странах запрещали (на какое-то время). Тем не менее плохая реклама — тоже реклама.

Кровь, кишки, запах резины
Кровь, кишки, запах резины

В то время как отдельные видеоигры становились все более популярными, сам жанр оставался нишевым — он так и не стал мейнстримом.

Игра не получила большого развития за пределами основной концепции, и в конце концов фанаты просто устали от однотипности. У жанра автомобильных боев был огромный потенциал, но возможности были упущены. Отчасти этот жанр был раздавлен конкурентами — в первую очередь Grand Theft Auto III. Игра 2001 года задала тон и установила высокие стандарты того, как должна выглядеть игра жанре action-adventure. Технология 3D стала долгожданным дополнением к ощущениям от игры, а анимация персонажей была выполнена с помощью технологии захвата движения.

GTA 3 подняла планку не только в играх жанра action-adventure, но и во всей игровой индустрии. И те студии, разработчики или издатели, которые не смогли угнаться за прогрессом, остались за бортом. Carmageddon стала одной из таких жертв, что привело к упадку всего жанра автомобильных боев.

Аркадные авиасимуляторы

Аркадные авиасимуляторы — это не те игры, которые будут приносить много денег создателям. Они чрезвычайно сложны в разработке. Чтобы сделать реалистичный симулятор, понадобится нескольких докторских степеней по аэронавтике и истории, а также тонны исследований. Кроме того, такие игры недружелюбны к консолям — они не очень хорошо подходят для консольного управления, поэтому коммерциализировать их сложно. Издатели не станут рисковать миллионами, создавая игру, которая не будет продаваться на консолях.

При этом хардкорные фанаты требуют максимального реализма и устраивают холивары в сети, что очередной релиз игры испорчен из-за того, что кабина пилота в Me-262 окрашена не в тот оттенок синего. Но массовому пользователю все это не нужно. Говорить при этом о смерти жанра нельзя: такие игры выпускаются, и своя аудитория у них есть, но массовой популярности они не снискали.

Кабина пилота в игре Jane’s F-15
Кабина пилота в игре Jane’s F-15

Рельсовые шутеры

Жанр рельсовых шутеров (Shoot 'em up) зародился на аркадных игровых автоматах с игры Space Invaders. Пик популярности пришелся на конец 80-х — начало 90-х, в основном в виде аркадных и консольных проектов. 

Наиболее яркие представители жанра — House of the Dead, Virtua Cop, Silent Scope, Dead Space Extintion. Рельсовые шутеры получали большую часть прибыли от аркадных автоматов, а на домашние консоли их портировали в большинстве случаев уже потом. Теперь разработка таких игр не имеет особого смысла с финансовой точки зрения. Чтобы полноценно играть в такую игру, нужно световое оружие. А про состояние игр со световым оружием мы писали выше.

Сейчас у жанра осталось небольшое количество верных поклонников, в частности среди японских посетителей залов игровых автоматов. 

А как эволюционировали рельсовые шутеры от Sky Raider (1978 года) до Dead Containment (2021 год) можно посмотреть в видео:

Toys-to-life

Игры жанра Toys-to-life были интересной идеей. Собирать фигурки со специальными чипами, которые связываются с периферийным порталом. Первой такой игрой стала U.B. Funkeys. Игра для ПК 2007 года имела все элементы, которые впоследствии стали определять жанр. Игроки покупали стартовый набор, в который входил USB-концентратор и несколько фигурок, и открывали новые области и персонажей в игре, купив фигурку и установив ее на концентратор.

Эта простая, но потенциально прибыльная концепция была использована для создания одной из самых печально известных серий — Skylanders. Совершенно внезапно она стала самой популярной игрой в мире: продажи стартового пакета в три раза превысили ожидания издателя Activision. Skylanders: Giants, продолжение игры, вышедшее в следующем году, принесло разработчикам более 195 миллионов долларов только в США. Было ясно, что этот относительно новый жанр может принести большие деньги, и другие компании подхватили идею. Конкуренция возросла в разы.

Как и в случае с играми Point-and-Click, рынок быстро перенасытился играми жанра Toys-to-life. Геймеры поняли, что платят за посредственную игру со скудным содержанием только для того, чтобы потом выкупить остальное за непомерную плату. Многие разочаровались в жанре в целом, посчитав, что игры создавались не для игрока, а для продажи игрушек, спекулируя на любви к героям.

Сегодня этот жанр практически умер, и за последние несколько лет было предпринято лишь несколько попыток возродить его. Игра Starlink и ее расширение Starfox не смогли спасти жанр.

Экстремальные виды спорта

Еще в 90-х и начале 2000-х видеоигры, связанные с экстремальными видами спорта, были одними из лучших на рынке. Но почему они вымирают сейчас?

На пике популярности жанра новые игры появлялись постоянно, однако разработчики редко делали что-то новое в механике. Формула дополнялась, но редко улучшалась, основной геймплей не обновлялся. Как это всегда бывает, количество затмевало качество, и игроки получали застрявшие в земле скейты и прочие комические баги, портящие все впечатление.

Интерес к этим играм угасал наравне с интересом к экстремальным видам спорта, на которых они были основаны: сейчас эти виды спорта (тот же BMX, например) в целом гораздо менее популярны, чем в конце 90-х и начале 2000-х годов. Но как таковой экстремальный спорт не ушел из игр. Он стал менее заметным, но его влияние очевидно (пример: механика движений в Rocket League).

Игра Steep от Ubisoft казалась лебединой песней этого жанра для массового пользователя. Однако сейчас развитие жанра продолжают MX Vs. ATV и, конечно, Riders Republic.

Несмотря на то, что недавнее переиздание Tony Hawk's Pro Skater 1+2 хорошо продается, а серия Skate от EA по-прежнему занимает особое место в сердцах людей, жанр экстремальных видов спорта похоже совсем утратил привлекательность для массовых геймеров.

Кандидаты на вымирание

Сложно сказать, вымрет ли в ближайшее время какой-либо жанр. Современные игры часто заимствуют и комбинируют элементы из разных жанров, что создает собственные интересные поджанры, как, например, недавно вошедший в моду Battle Royale, являющийся миксом ролевых игр и шутеров. Новая тенденция «Игра как услуга» также всколыхнула рынок видеоигр. Услуга подписки на бесплатные игры позволяет геймерам попробовать сотни вариантов в нишевых жанрах, которые в противном случае они могли бы пропустить.

Но если предположить, что жанр умирает после перенасыщения рынка, то

первым кандидатом может как раз таки стать королевская битва. Возможно, что через несколько лет люди устанут от таких игр, и мы увидим что-то новое.

Воскрешение мертвецов

Естественный отбор жанров видеоигр обусловлен в первую очередь коммерческим аспектом — если игра может зацепить внимание геймеров и вовлечь их в процесс, то значит, на игре можно хорошо заработать.

Но пока существуют инди-разработчики, ни один жанр видеоигр не умрет по-настоящему.

Thimbleweed Park возродила игры Point-and-Click
Thimbleweed Park возродила игры Point-and-Click

Например, британская студия Mediatonic, создавшая Fall Guys: Ultimate Knockout, сумела обновить классический 3D-платформер, объединив его с королевской битвой. Любимица инди-компаний Among Us взяла ретро-формат с видом сверху вниз и превратила его в чрезвычайно успешную многопользовательскую социальную игру, в которую на пике популярности в 2020 году одновременно играли более 176 000 человек.

3D-платформер, олицетворением которого стали Mario 64, Banjo-Kazooie и Crash Bandicoot, был популярен в конце девяностых, но с наступлением нового тысячелетия интерес к нему угас. Однако в последние годы жанр переживает нечто вроде мини-ренессанса: в 2018 и 2020 годах появились новые части серий Spyro и Crash Bandicoot. На инди-фронте Playtonic Games представила в 2017 году Yooka-Laylee — одновременно современный 3D-платформер и духовный наследник старых игр.

И хотя маловероятно, что в ближайшее время, например, Naughty Dog, возьмется за двухмерный платформер или приключение Point-and-Click, повсюду можно увидеть доказательства того, что заброшенные игровые жанры могут найти благодарную аудиторию в инди-сфере. Так что, жанр {name} умер, да здравствует жанр {name}!

А о каких угасших игровых жанрах тоскуете вы?