Растет спрос на аналитиков 1С: кто это, чем занимаются и не тупиковый ли это путь?

По данным из аналитического исследования «Крупнейшие ИТ-разработчики России 2020», «1С» — лидер среди отечественных разработчиков ПО. Примерно 1,5 миллиона государственных учреждений и компаний различных отраслей работают с ПО фирмы «1С». А в условиях импортозамещения они будут еще востребованнее. 

По статистике hh.ru сейчас открыто 7 000+ вакансий «аналитик 1С», притом всего 2 месяца назад их было 6000. Аналитики с опытом работы от 1 года зарабатывают в диапазоне 130-160 тысяч рублей. Топовый специалист может рассчитывать и на более высокую зарплату: 300 тысяч рублей и выше. Как стать таким специалистом, чем занимается 1С аналитик, и, главное, куда расти дальше?

Кто такой аналитик 1С и что делает

Cписок обязанностей аналитика 1С варьируется от работодателя к работодателю. Например, вот описание из двух типичных «соседних» вакансий.

Первая:

Вторая:

Если исключить 1С, то обязанности почти ничем не отличаются, например, от системного аналитика:

Если обобщить все описания, то работа аналитика состоит в «участии в автоматизации: управленческого, оперативного и/или регламентированного». Если декомпозировать, то в «участие» входят:

  • Консультировать заказчика о возможностях решений 1С для реализации или автоматизации его бизнес-процессов, уточнять требования и выявлять настоящие боли и потребности клиентов.

  • Работать с документацией: собирать требования у заказчика, писать и обновлять документацию по спроектированным модулям, используя нормативные документы.

  • Описывать бизнес-процессы с помощью нотаций: IDEF0, BPMN, EPC.

  • Работать над задачами как менеджер: формализовать, составлять сценарии (совместно с продактами или разработчиками), проектировать требования, писать ТЗ.

  • Координировать процесс разработки: контролировать выполнение задач, обеспечивать взаимодействие с пользователями и разработчиками, ставить задачи разработчикам.

  • Тестировать продукт или готовить пользовательские сценарии, чек-листы и протоколы тестирования для QA, выявлять несоответствия, взаимодействовать с программистами 1С: получать оценки доработки у разработчиков, презентовать результат заказчику.

  • Сопровождать интеграцию 1С с внешними системами.

  • Обучать и консультировать пользователей по работе с решениями.

  • И, конечно, иметь базовые знания по продуктам 1С.

Мы расспросили Константина Мотылева, ведущего аналитика ГК «Автомакон», как эти обязанности собираются в общую картинку в работе. Для контекста: Константин работает в сфере 1С более 15 лет, 10 из которых — аналитиком. В «Автомакон» Константин работает 2 года. 

Константин Мотылев

Ведущий аналитик ГК «Автомакон»

Все этапы работы с Заказчиком автоматизированы: аналитик составляет предварительные требования и техническое задание в зависимости от целей проекта, а далее менеджеры находят разработчика, который способен выполнить поставленные задачи.

За два года работы я принял участие в более 20 проектах. Особенно мне нравятся проекты, где необходимо провести внедрение ПП 1С: Документооборот. Для меня чем сложнее задача, тем интереснее. Например, на проекте для «Ольмакс» (прим. ведущий поставщик строительного и технологического инструмента и оборудования, коммунальной техники) выполнял задачи не только аналитика, но и архитектора: с коллегами наладили приемку импортного товара, автоматизировали проверку расхождений и наладили формирование претензий поставщикам. 

С командой «Фулстек» (направление мобильной и веб-разработки в «Автомакон») работали над проектом для «Беру выходной»: провели интеграцию 1С с сайтом и платформой «Mindbox». Даже на небольших предприятиях удается решить десятки задач по улучшению работы и приведению учета в порядок. 

Аналитикам важно не только знать технологический стек на достойной уровне, но и уметь вести коммуникации, потому что эта работа предполагает командное взаимодействие: постановка задач разработчикам, организация их работы и прием результатов. В компании особое внимание уделяется развитию гибких навыков, эмоционального интеллекта. Коллегам хочу порекомендовать обучение по целеполаганию. 

Также многие сотрудники участвуют в конференциях, выставках, форумах. Есть разные направления, где специалист найдет то, что ему наиболее близко.

Часть обязанностей не технические, а, скорее, относятся к «тем самым» софт скилам. Например, сбор требований и выявление настоящих потребностей заказчика или постановка задач команде.

Наталия Фуникова

HR-специалист ГК «Автомакон»

Быстрое реагирование на изменения, ответственность, способность размышлять, общительность, инициативность — все это ценится в работе. Например, в «Автомакон», если сотрудник предлагает идеи по улучшению продукта, его точно выслушают, обсудят эти предложения и дадут обратную связь. Часть подобных идей воплощается в реальность.

При этом начать работать аналитиком не так сложно.

Константин Мотылев

Ведущий аналитик ГК «Автомакон»

На старте карьеры профессии аналитика 1С еще не существовало. Но работа с ПП «1С» так увлекла, что я стал техническим писателем, а затем прошел обучение от фирмы «1С», когда они начали монетизировать консалтинговое направление. Попал в команду «Спрайдев» (направление ГК «Автомакон», специализируется на внедрении и сопровождении ПП «1С») по рекомендации, хотя изначально отказали — резюме не соответствовало вакансии.

Как проходит отбор кандидатов на вакансии аналитик 1С

Не можем говорить за всех, но на примере на нашей компании покажем, что примерно может ожидать аналитика.

Просмотр резюме. Это нулевой этап перед собеседованием. Здесь необходимо описать свой опыт работы. Форматы не важны, главное, что если есть список навыков, технологий, инструментов — хорошо, а если они описаны в контексте проектов — еще лучше. Также можно привести информацию о пройденном обучении и сертификатах, для работодателя это имеет значение.

Пример описания опыта работы в контексте проектов
Пример описания опыта работы в контексте проектов

Ссылки на проекты/продукты (если они не попадают под соглашение о неразглашении) тоже будут полезны.

Телефонное или видеоинтервью с рекрутером. Если навыки, знания и опыт аналитика, описанные в резюме, нам подходят, мы приглашаем на первую встречу. Беседуем, задаем вопросы вроде «Какие конфигурации 1С знаете, с какими работали?», «Знакомы ли с нотациями, как их использовали?».

Техническое интервью. Дальше передаем резюме и ответы на вопросы техническому специалисту, который оценивает их и дает обратную связь. Если кандидат подходит — приглашаем на техническое видеоинтервью с руководителем или ведущим специалистом. Здесь мы больше рассказываем о наших проектах, хотим узнать детальнее про опыт и навыках, чтобы понять — подойдет ли аналитику наша компания, будут ли наши проекты ему интересны.

Могут встречаться точечные вопросы, направленные на выявление глубоких знаний о продуктах 1С. Например, предусмотрена ли в 1С:ERP возможность автоматической установки скидок? Сколько справочников Подразделения существует в 1С:ERP?»

Оффер. Мы внимательно подходим к подготовке индивидуального предложения работы: с одной стороны — учитываем пожелания кандидата, с другой — потребности и требования бизнеса. Чаще всего получается :) Предложение о работе основывается на уровне грейда, который определили технические специалисты.

Пребординг. Если интересы совпали, и аналитик захотел с нами работать, мы делимся информацией о трудоустройстве, отправляем список необходимых документов, инструкции и консультируем по возникающим вопросам.

Трудоустройство и онбординг. До выхода связываемся и отправляем описание первого рабочего дня, а в первый день добавляем в чаты, представляем коллегам, показываем корпоративный портал и знакомим с тремя людьми:

  • Руководитель — отвечает на все вопросы о команде и проектах, ставит цели на испытательный срок: чтобы ни у кого не было расхождение в ожиданиях.

  • Наставник — опытный коллега, помогает в профессиональной адаптации: показывает инструменты, делится рабочими лайфхаками.

  • Куратор адаптации — HR, помогает в организационных вопросах: как сходить в отгул, получить доступ, найти инструкцию или человека.

В первый день также выдаем план адаптации. В нем описано всё, что нужно изучить за 3 месяца, и описание всех событий:

  • Две встречи для новичков: велкам — об истории компании, ее миссии и принципах, и встреча с топ-менеджерами компании, где они отвечают на разные вопросы. Это просто неформальные встречи, для знакомства.

  • От 4 до 6 встреч с куратором адаптации, где новичок делится обратной связью о работе, сложностях и проблемах, чтобы их решить.

  • Встречи 1 на 1 с руководителем. На таких встречах они сверяются по ожиданиям, руководитель делится обратной связью.

Адаптация заканчивается подведением итогов. Если все хорошо, то мы проводим опрос об адаптации как руководителя, так и сотрудника. Благодаря этому мы можем улучшать процесс и помочь человеку: например, провести дополнительное обучение, если есть такой запрос.

Обычно процесс онбординга проходит быстро — всем хочется быстрее решать боевые задачи :)

Куда расти? Какие есть перспективы у специалиста с богатым бэкграундом? 

Специалисты высокого уровня с многолетним опытом работы могут позволить себе выбирать, где и как строить карьеру. Рост и развитие аналитика имеют определенные особенности: не каждый мечтает о работе руководителем отдела и может взять на себя роль управленца. Многие аналитики желают расти профессионально, по горизонтали, и не стремятся подняться выше с помощью карьерного лифта.

Как аналитику двигаться по карьерному треку:

Получить опыт работы в востребованной сфере: в эпоху импортозамещения все, что связано с 1С, еще долго не будет терять актуальность. Специалист, который знает, как грамотно организовать процесс интеграции и перехода на российское ПО, высоко ценится в компании.

Стать незаменимым и узконаправленным специалистом: глубоко изучить трендовые ПП, разбираться в тонкостях их работы. Например, обладать твердыми знаниями о мощном функционале по управлению производством «1С:ERP Управление предприятием», при этом специализироваться на одном из видов учета: оперативном, регламентированном, управленческом или же международном. В качестве точки роста можно выделить знание и получение опыта внедрения ПП 1С, которые рассчитаны для использования в компаниях на территории стран ближнего зарубежья (Казахстан, Беларусь, Азербайджан, Армения). 

Разбираться в особенностях ведения бизнеса разных отраслей: понимать, с какими потенциальными проблемами может столкнуться компания и знать, что можно предложить для решения особенных ситуаций и при помощи каких ПП 1С получится автоматизировать те или иные бизнес-процессы.

Константин Мотылев

Ведущий аналитик ГК «Автомакон»

Мои рекомендации:

Регулярно посещать сайт its.1c.ru, чтобы быть в курсе изменений, происходящих в отрасли. Аналитики 1С — люди с пытливым умом, поэтому разобраться и добиться своего им не составит труда. Хороший аналитик отличается от плохого тем, что ему ничего не нужно рекомендовать, он сам уже все нашел, изучил и применил. 


Отслеживайте тренды рынка, вкладывайтесь в свое профессиональное развитие: общайтесь с коллегами для обмена опытом, изучайте кейсы и работы практиков, проходите курсы и повышайте квалификацию. Все эти действия дадут результат — вы останетесь востребованным аналитиком и сможете рассчитывать на более интересные условия труда.

Надеемся, что после прочтения этой статьи вы стали лучше понимать, какие есть перспективы у аналитика 1С в системном интеграторе, куда можно расти, что ожидают от аналитиков 1С работодатели и какие навыки стоит прокачать, чтобы сделать успехи в этой востребованной области. 

Если вы хотите развиваться в этой сфере и работать над крупными проектами, присоединяйтесь к нашей команде. Ознакомьтесь подробнее с нашими вакансиями и отправляйте ваше резюме. В «Автомакон» есть разные направления, где специалист найдет то, что ему наиболее близко. 

Также у нас есть две реферальные программы: «Зеленый свет» для сотрудников и внешняя — «Автомакон Таланты». Рекомендуйте друзей и знакомых, а мы отблагодарим вознаграждением. Условия программы.


Примечание. Статья основана на материале, который мы уже выпускали. Мы обновили статистику, структуру, какую-то часть сократили для удобства читателей.