Я умею работать в команде: почему эта фраза всех бесит и что она на самом деле означает

Разбираемся, почему эту фразу любят работодатели, какой смысл вкладывают в эти загадочные слова и существует ли предрасположенность к командной работе.

В 2021 году британская рекрутинговая компания Hays провела исследование, которое показало, что умение работать в команде занимает первое место среди soft skills в списке требований работодателей — с учётом того, что 96% нанимателей признали гибкие навыки важнее технических. Сами сотрудники также заинтересованы работать в коллективе. В исследовании компании Slack приняли участие 1400 работников, 91% из которых сказали, что им важно взаимодействовать с командой. 

Однако не многие способны однозначно ответить на вопрос, что означает умение работать в команде. Часто люди испытывают растерянность, а иногда и раздражение, когда их об этом спрашивают. Одна из причин такой реакции — сложность термина. Работа в команде требует множества личных качеств: способность ставить цели, общаться, решать конфликты, слушать. Кроме того, многие подразумевают в определении готовность трудиться на износ в ущерб себе. 

Что такое работа в команде

Есть множество исследований, которые говорят о предрасположенности к командной работе. Часто они основаны на зарекомендовавшей себя в научных кругах пятифакторной модели личности Big Five, которая характеризует человека при помощи пяти черт: открытость, сознательность, экстраверсия, доброжелательность, невротизм. Психолог и профессор менеджмента Мичиганского университета Фредерик Моргесон объяснил значение этих качеств.

Сознательность или добросовестность

Люди с развитой сознательностью, как правило, готовы выполнять любую роль в команде, когда это необходимо. Речь не идёт о том, что разработчик и менеджер по продажам должны заменять друг друга. Но тестировщик способен помочь другому тестировщику. В командах с большими нагрузками и ротацией состава это важная личностная характеристика. У сознательных сотрудников развита самодисциплина, их не надо постоянно контролировать, они не перекладывают свои обязанности на других, сами регулярно проверяют обновления и комментарии к задачам, соблюдают сроки, своевременно сообщают о проблемах, создают нормальный рабочий процесс. 

Экстраверсия 

Экстравертов часто описывают как активных и дружелюбных людей. Но при этом существует стереотип, что их чрезмерная склонность к общению плохо влияет на результаты работы. Фредерик Моргесон считает, что экстравертам важно реализовать себя внутри коллектива. Им необходимо приносить пользу, чтобы коллеги ценили их. Они играют важную роль в обсуждениях, так как у них хорошо развиты навыки общения: когда кто-то не может подобрать слово или сформулировать выводы для заказчика, экстраверты берут задачи на себя. 

Доброжелательность

Доброжелательные сотрудники стараются выстраивать дружественные отношения с коллегами, а не конкурировать с ними за крупный проект или квартальную премию. Они способны быстро разрешать конфликты, сочувствовать и помогать другим, поэтому в коллективе их ценят и любят. Такие сотрудники важны для создания дружественной атмосферы в команде.

Невротизм

Этот показатель измеряет эмоциональную устойчивость человека. Люди с низким уровнем невротизма преодолевают стрессовые ситуации, которые периодически возникают в команде. Люди с высоким уровнем, напротив, не могут справиться с тревогой. Они часто испытывают неприятные эмоции и выражают их публично. Исследования показали, что если в команде есть всего один такой человек, он способен заразить негативом весь коллектив. В итоге производительность команды падает. 

Открытость

Про открытость Фредерик Моргесон не сказал ничего. По его словам, научное обоснование влияния на командную работу имеют лишь четыре вышеперечисленные характеристики. В других исследованиях говорится, что эта черта показывает, открыт ли человек для нового опыта, развито ли у него любопытство и творческое воображение. Люди с низким уровнем открытости обычно консервативны, привержены традициям, легче переносят рутину. Люди с высоким уровнем не терпят монотонности, предпочитают разнообразие. Для айтишников это качество особенно важно, так как для них изучение чего-то нового — это бесконечный процесс.

Недавно с помощью модели Big Five рекрутинговая компания Joblist провела исследование, которое показало, что у экстравертов высокая предрасположенность к командной работе, а у невротиков — низкая. В исследовании приняли участие 1 011 работников США. 483 респондента получили высокие баллы за сознательность, 338 — за доброжелательность, 294 — за открытость, 155 — за невротизм и 149 — за экстраверсию.

Выяснилось, что экстравертам больше других нравится работать в команде. Респондентам, которые набрали высокие баллы за открытость, сознательность и доброжелательность, нужен баланс между командным и индивидуальным трудом, а невротики предпочитают все делать в одиночку.

Исследование также показало, что экстраверты лучше всех выстраивают отношения с коллегами, включая подчинённых и начальников. Среди руководителей компаний чаще всего встречаются люди с высоким уровнем экстраверсии (62%), а реже всех начальниками становятся те, у кого больше невротизма (36%). Одна из причин — эмоциональная чувствительность затрудняет восприятие критики. 

Среди айтишников чаще всего встречаются люди сознательные (36%) и доброжелательные (30%). Реже у людей этой профессии проявляются: открытость (16%), экстраверсия (17%), невротизм (8%). 
Среди айтишников чаще всего встречаются люди сознательные (36%) и доброжелательные (30%). Реже у людей этой профессии проявляются: открытость (16%), экстраверсия (17%), невротизм (8%). 

Люди с высоким уровнем невротизма зарабатывают меньше всех — около 35 тысяч долларов в год. Больше всех получают сознательные — более 75 тысяч долларов. 

Невротики чаще других предпочитают удалённую работу. Реже всех они выбирают гибридный формат, который позволяет совмещать дистанционную работу с офисной. Дело в том, что люди, у которых есть невротические наклонности, испытывают стресс при частых изменениях в жизни. Поэтому им важно придерживаться одной линии.

Также невротики чаще остальных начинают искать новую должность через 3–6 месяцев после трудоустройства. Кроме того, они, как правило, не задерживаются в одной компании больше двух лет. Работники с высоким уровнем сознательности и открытости реже других задумываются о смене места.
Также невротики чаще остальных начинают искать новую должность через 3–6 месяцев после трудоустройства. Кроме того, они, как правило, не задерживаются в одной компании больше двух лет. Работники с высоким уровнем сознательности и открытости реже других задумываются о смене места.

Навыки для работы в команде

Чтобы стать эффективным членом команды, существуют отдельные навыки, которые поддаются тренировке. Карьерные консультанты Linkedin рекомендуют развивать следующие качества: 

Быть надёжным

Одно из важнейших качеств эффективного члена любой команды — делать то, что обещал. Это означает не опаздывать на совещания и встречи, выполнять работу в срок. Это потребует организованности. Правильно управляйте временем: записывайте важные задачи в блокнот, составляйте планы, быстро отвечайте на сообщения, сохраняйте встречи в календаре.

Леонид Иванькин

Ведущий Android-разработчик в МТС

Если сотрудник постоянно опаздывает, проваливает дедлайны, забывает сделать то, что обещал — это негативно влияет не только на результаты работы, но и на атмосферу в команде. Коллеги достаточно быстро начинают перенимать плохие привычки друг друга. Поэтому таких сотрудников надо ставить на место, а если не помогает — то приходится с ними расставаться.

Уметь слушать

Ключевой навык, когда вы работаете с другими людьми. Требуется усилие, чтобы просто сидеть и слушать, не осуждая, не перебивая и не планируя ответ на середине предложения говорящего. Но если вы сможете стать хорошим слушателем, это принесёт вам три существенных преимущества. Во-первых, вы будете больше нравиться другим людям. Если вы слушаете своих коллег, это заставляет их чувствовать себя важными и ценными, поэтому вас будут любить. Во-вторых, вы узнаете больше нового. В-третьих, так именно вы контролируете разговор. С помощью вопросов направляйте беседу в любое русло.

Виталий Литвиненко

Основатель компании HOUSE OF APPS

Часто люди признают важными только те аргументы, которые подтверждают их точку зрения и игнорируют остальные, которые противоречат ей. Это когнитивное искажение называется тенденциозностью мышления. Оно приводит к потере продуктивности. При решении задач учитывайте все мнения, даже которые вам не нравятся. Учитесь слушать и слышать своих коллег. 

Не становиться источником негативных эмоций

Если у вас плохое настроение, постарайтесь хотя бы не делиться своими эмоциями с коллегами.

Владислав Уткин

ИТ-директор производственной компании ТЕХНОНИКОЛЬ

Работая в команде, старайтесь конструктивно реагировать на критику, безболезненно принимать дружеские шутки в свой адрес, даже если у вас плохое настроение. Юмор сильно помогает найти общий язык с коллегами. В ИТ это уже обязательная часть корпоративной культуры.

Проявлять внимание к «тихим» членам команды

Среди ваших коллег могут быть интроверты, которые нуждаются во внимании. Они хорошие слушатели, наблюдатели и мыслители. Такие люди могут заметить существенные недостатки в работе. Но они застенчивы. Поэтому важно общаться с ними, аккуратно вовлекать их в групповые обсуждения, поощрять их за работу, которая часто остаётся без внимания. Главное — не перегнуть палку. Если коллеги не любят выступать на публике, не заставляйте их это делать. Чтобы узнать их мнение, напишите в мессенджер, оставьте комментарий к задаче, дайте время обдумать ответ. 

Виктория Тристанова

Аккаунт-менеджер в iD EAST

Людям свойственно молчать о проблемах, так как они боятся показаться слабыми. В первую очередь это касается интровертов. Очень часто такие сотрудники перегорают, так как в течение долгого времени не решаются рассказать о своих проблемах. Их молчание может стоить дорого как для команды, так и для всей компании: нарушаются дедлайны, срываются проекты. Чтобы этого не происходило, вовремя подмечайте такие вещи. Тактично поговорите с таким сотрудником, выясните причины проблемы и постарайтесь вместе решить её

Меньше говорить

Чем больше людей в команде, тем меньше каждому следует говорить. Если у вас четверо коллег, говорите примерно 25% от общего объёма беседы. Если вы от природы любите поболтать, то попробуйте во время диалога ограничивать себя с помощью вопросов, которые стоит задавать другим. Так вы дадите возможность высказаться вашим коллегам, а также узнаёте много нового о проекте, над которым сейчас работаете.

Вячеслав Герасимов

Product Manager в компании Piramis

Общаться — это нормально. Главное — во всём знать меру. Когда разговор идёт в курилке на отвлечённые темы — тут нет никаких ограничений. Другое дело — общение во время рабочего процесса. Уважайте своих коллег, не отвлекайте их по пустякам. Прежде чем задать вопрос, убедитесь, что вы уже прочитали проектную документацию, просмотрели рабочие чаты по интересующей вас теме. Не заставляйте тратить время на объяснение того, что уже описано.

Тренировать командную гибкость

Иногда случаются ситуации, когда дел много, а сотрудников мало. Приходится работать не только над своими задачами, но и выручать коллег в рамках должностных обязанностей. Как мы писали выше, тестировщик может помочь с проектом другому тестировщику, но не менеджеру по продажам. Внутри команды заранее найдите сотрудников, которые лучше всех справятся с определёнными задачами, когда будет повышенная нагрузка. 

Не лениться в мелочах

Идея состоит в том, чтобы помимо своих персональных обязанностей делать что-то дополнительно полезное для команды. 

Людмила Чернова

Руководитель группы по подбору персонала компании ICL Services

Командный игрок никогда не оставит кулер без воды, допив последний стаканчик, принтер — без бумаги, если она закончилась. Когда ваши товарищи не могут на вас положиться даже в таких мелочах, что уж говорить о серьёзных проектах и задачах. Чтобы заслужить репутацию командного игрока, проявляйте усердие к любым, даже самым незначительным делам.

Правила успешных команд

Недавнее исследование выявило пять ключевых признаков, каждый из которых подчёркивает важную роль взаимоотношений между коллегами. 

Отвечают на звонки

Вокруг темы частых созвонов айтишников ходит множество шуток, но факты говорят, что успешные команды созваниваются чаще, чем их менее продуктивные коллеги. Недавние исследования показали, что, хотя большинство людей считают телефонные звонки неловкими и неудобными, это заблуждение. На практике разговоры укрепляют отношения, предотвращают недопонимание, способствуя плодотворному взаимодействию между коллегами.

Готовятся к совещаниям

Успешные команды основательно готовятся к планёркам, делая большую предварительную работу: тщательно изучают повестку, объявляют её перед началом встречи, проводят регистрацию участников и подводят итоги письменно. В итоге на таких совещаниях решают конкретные проблемы, а не тратят время на абстрактные размышления.

Общаются на нерабочие темы

Сотрудники таких команд значительно чаще обсуждают со своими коллегами нерабочие вопросы: спорт, книги, семейные отношения — как в офисе, так и за его пределами. Всё это позволяет им лучше узнавать друг друга, выбирать оптимальные методы общения и каналы коммуникации для решения рабочих вопросов. 

Хвалят

Представителей успешных команд хвалят значительно чаще, чем отстающих: коллеги — на 72%, руководители — на 79%.

Проявляют эмоции

Успешные команды выражают положительные и отрицательные эмоции, делают комплименты, шутят и дразнят коллег. В электронных письмах они чаще используют восклицательные знаки, смайлики и GIF. Ругаются тоже чаще. Этот феномен исследователи объясняют так: альтернативой выражению негативных эмоций является их подавление, а подавление отнимает много энергии, которая необходима для эффективной работы.

Владислав Черников

Технический директор компании Intelsy

Для меня важно, чтобы команда была замотивирована решать задачи проекта самостоятельно. При этом заинтересовать можно не только материально, но и сложностью: технологиями, подходами. Важно учитывать и опыт специалистов, чтобы не приходилось учить их на ходу. Опыт и квалификация должны позволять работнику быстро разобраться в вопросе. Даже если приходит джун, процессы выстраиваются так, что он будет решать понятные для него задачи, но требующие дополнительных усилий, чтобы ему было интересно. Каждый раз эти задачи должны становиться чуть сложнее, чем предыдущие.

Можно сказать, что один из основных принципов построения эффективной команды — грамотное распределение обязанностей, члены команды должны дополнять друг друга. Второй — небезразличие каждого из членов команды к результату. Третий — быть требовательными друг к другу и не допускать «халтуры» со стороны коллег. Четвертый — быть обязательными в своих обещаниях, касающихся работы. Пятый — взаимное доверие, которое поможет избежать конфликтов внутри команды.