История Telefunken: феникс немецкой электроники от Вильгельма второго и Геббельса до Beatles и наших дней

Продолжая наш исторический цикл захотелось рассказать о настоящем символе немецкой радиоэлектроники, компании Telefunken. Корпорации, о которой пойдет речь, принадлежит львиная доля немецких разработок в области радио, электроакустики, телевидения и телевещания. Влияние компании породило слухи об уникальных свойствах, беспрецедентной надежности и долговечности, произведенных ею устройств. Часть мифов родились благодаря саркастическим пранкам советского инженера Лихницкого, который в своем блоге публиковал псевдоэзотерические статьи о якобы населявших лампы Telefunken сущностях.



Радиолампы компании до сих пор продаются, пользуются большим спросом на ebay и
заслуженной репутаций. Отчасти это обусловлено беспрецедентно жестким контролем качества на предприятиях, которые их производили. Принято считать, что именно Telefunken принадлежит разработка первой в мире транслирующей телекамеры и полноценного телекоммуникационного оборудования. Многие всерьез полагают, что без разработок этой компании, нацисты не смогли бы так долго удерживать власть в Германии, а Beatles, возможно, не стали бы популярными. Итак, под катом пост об истории Telefunken, как одного из самых легендарных и мифологизированных брендов в истории.


Компания, которую основал Кайзер


Временем основания Telefunken принято считать 1903-й год. Корпорация появилась не на пустом месте, а стала результатом слияния нескольких подразделений двух промышленных гигантов Siemens & Halske и AEG. Эти компании работали над одинаковыми по сути проектами, конкурируя за рынок крупных государственных заказов. Конкуренция была достаточно жесткой и приводила к постоянным патентным конфликтам.

Наиболее значимыми дублирующимися проектами были разработки в области беспроводного телеграфирования (т.е. того, что сейчас нам известно как радиосвязь). AEG под руководством Адольфа Слаби и графа Георга фон Арко разрабатывали такую связь по заказу имперского флота, а Siemens & Halske под началом Карла Фердинанда Брауна упорно работали над аналогичным устройством для немецкой армии. Также известны споры об общих проектах, например, компании не могли поделить совместно разработанный электровоз, поставивший мировой рекорд скорости на рельсах (210 км/ч, при средней скорости автомобиля того времени ок. 7 — 10 км/ч), в данный момент основным разработчиком считается AEG.



Такие споры ставили под угрозу судьбу разработок, от которых, по мнению монарха и правительства, зависело будущее Германии. В 1903-м году разногласия достигли пика и потребовали регуляторного вмешательства. Инициатором объединения спорящих субъектов хозяйствования стал лично Кайзер Вильгельм Второй, который личным королевским решением учредил на основе радиоподразделений Siemens & Halske и AEG совместное предприятие.



Чтобы бенефициары компаний не сильно возмущались королевскому произволу, дополнительно проект проинвестировали, учредительный капитал новой компании увеличился на 300 тыс. золотых марок. Эта сумма эквивалентна партии в сотню готовых автомобилей или 11 большим домам в Берлине. Нельзя сказать, что сумма была астрономической, но учитывая то, что сами подразделения уже существовали и не требовали особых вложений, эти деньги стали красивой сочной вишенкой на крупном промышленном торте. Акции нового предприятия поровну разделили между AEG и Siemens&Halske.

Новую компанию назвали «Telefunken Gesellschaft für drahtlose Telegraphie m.b.H», что дословно можно перевести как: “Общество беспроводного телеграфа “Телефункен”, так как именно развитие радио, в особенности для флота, виделось руководству Германии основной задачей предприятия. Во главе нового промышленного гиганта стал представитель AEG граф Георг фон Арко. При этом Арко рассматривался в первую очередь как технический руководитель, прочие решения, в силу стратегической значимости проектов, он был вынужден принимать с оглядкой на мнение правительства и монарха.


Георг Фон Арко 1928 (слева)

Надо отметить, что на момент появления, у Telefunken уже были мощные конкуренты, которые прочно закрепились на европейском рынке новорожденной радиосвязи. Это были Lorenz AG в Берлине, Брюссельское Compagnie de Télégraphie sans Fil (Общество беспроводной телеграфии) и, естественно, британская компания итальянца Marconi, появившаяся раньше всех названных выше и доминирующая на мировом радиорынке начала века. Корпорация делает ставку в первую очередь на морскую радиосвязь, которая приносит прибыль после катастрофы титаника, когда все крупные судоходные компании осознают важность такой связи.


Ранняя радиостанция Telefunken

В этот период Telefunken получают внушительную часть европейских заказов, которые позволяют ей получать прибыль вплоть до начала 1-й мировой. Даже Великая война не наносит компании существенного ущерба. Предприятие закономерно “отрывает” прорву выгодных оборонных заказов, что позволяет ему достаточно спокойно и безболезненно пережить тревожный период 1914-1918-го годов.

Telefunken в межвоенный период и во время второй мировой войне


С 1923 года в Telefunken открывается производство радиопередатчиков и бытовых приемников. Это связано с началом регулярного звукового вещания. Грамотная ценовая политика позволяет успешно работать вплоть до начала Великой депрессии в 1929-м. Этот период, а если точнее 1928-й год, известен первой легендарной разработкой компании в области электроакустики. Многие законно считают этот год моментом рождения тёплого лампового звука и зарождением представления о HI-FI (т.е. высокой верности воспроизведения). Именно в 1928-м Telefunken явила миру первый двухтактный ламповый усилитель звука, созданный для немецкой радиосети.



В этот же период стартуют разработки в области телевидения. Так, на 5-й большой Берлинской радиовыставке в 1928-м году компания представляет проекционный телевизор. В 1930-м немецкий физик, изобретатель и инженер Telefunken, Fritz Schröter, изобретает чересстрочную развёртку — метод развертки, при котором каждый кадр разбивается на две половины, созданные из строк, выбранных через одну (четные для одного полукадра и нечетные для другого).


Fritz Schröter (1950-е)

На XI Олимпийских играх 1936-го года в Берлине при помощи вещательной камеры Telefunken Ikonoskop была осуществлена первая спортивная трансляция. Без оборудования немецкой компании аналогичную по качеству трансляцию смогли провести лишь через год с Уимблдонского турнира 1937-го при помощи британского оборудования, при этом телевизионное радиовещание не использовалось, применялись только кабельные каналы связи, что доказывает уникальность Ikonoskop в то время.



В 1939-м году появляется первый серийный телевизор немецкого стандарта телевещания, который сейчас нам известен как PAL. Его называют приемник E1. Справедливости ради следует отметить, что над реализацией этого проекта трудятся практически все предприятия радиопромышленности 3-го рейха, при этом основная нагрузка ложится на Telefunken.



Телепроект видится министерству пропаганды Рейха и лично тов. Геббельсу идеальным средством промывания мозгов и возможностью контролировать настроения масс. По этой причине компания постоянно обеспечена финансированием и всем необходимым для его развития, вплоть до начала острых проблем с ресурсами, т.е. до 1944-го года.



С 1932-го Telefunken становится музыкальным издателем. Для этого создается дочерняя компания Telefunken-Platte GmbH, которая не только записывает и продюсирует музыкальные коллективы, но создает собственные. Так, в мире джаза хорошо известен немецкий биг-бэнд «Telefunken Swing Orchestra». Это, пожалуй, известный джазовый коллектив, который существовал в Германии вопреки идеологическим запретам нацистской партии и деятельности Reichsmusikkammer. Во многом это объяснимо не желанием НСДАП ссориться с предприятием, от успехов которого во многом зависело будущее Рейха.



С началом Второй мировой для Telefunken наступило время горячих военных заказов, более 60% военного радиооборудования и элементной базы производится ими. Для обеспечения потребности в вакуумных радиолампах Telefunken даже выкупает завод Osram в Мюнхине, часть которого переориентируются с лампочек ИльичаАлойзыча на триоды и пентоды.



Особой любовью гитлеровской военщины пользовались локаторы Telefunken, компания выпускала практически 100% немецких морских и наземных локаторов. Контрразведывательные подразделения Вермахта, СС и Абвера также не смогли бы работать без радиопеленгаторов, которые благодаря таланту телефункеновских инженеров стали достаточно маленькими и могли помещаться в грузовые фургоны. Это изменило тактику поиска и задержания радисток Кэт и прочих Штирлецев.



Радиолокационные разработки также не ограничивались стационарными моделями, существенное влияние на войну в воздухе оказали авиационные радары Telefunken. Полагаю, излишне говорить о большом количестве радиостанций, устройствах магнитной записи на проволоку и ленту, а также приемниках, благодаря которым угрюмые фронтовики слушали полузапрещенную Марлен Дитрих, бравурные марши и россказни Геббельса о скорой победе.



На фоне всего этого обилия заказав, очень странным кажется тот факт, что соучредители из Siemens продали свой 50% пакет акций AEG в 1941-м году. Этот странный поступок сделал AEG единственным владельцем Telefunken, которым компания пробыла достаточно длительное время. С 1944-го, как и у прочих немецких предприятий, у Telefunken начались ресурсные проблемы. Они закончились вместе с прекращением их деятельности в мае 1945-го. Огромные объемы уже выпущенной продукции были изъяты и пополнили трофейные закрома стран-союзников.

Telefunken в послевоенный период


Поражение в войне не убило компанию, она достаточно быстро оправилась от послевоенного кризиса и частичного уничтожения производственных мощностей в результате налётов. Уже осенью 1945 года возобновляется производство ламповых приемников Telefunken, цеха для которого открывают в помещении казарм бывшего концентрационного лагеря Дахау. Новый завод называют Apparatewerke Bayern, Dachau.



Постепенно из не очень подходящих казарменных помещений предприятие переносят в Ганновер, в цеха Huth-Apparatefabrik, которые были специально спроектированы для выпуска радиооборудования. Это ускорило производство и разработку, и уже в 1951-м году появляется на свет первый послевоенный телевизор Telefunken FE 8.


Huth-Apparatefabrik

В начале 1950-х все производственные базы Telefunken, находившиеся в Западном Берлине, перемещают в Западную Германию. Это сравнимо с эвакуацией советских предприятий в миниатюре. Причина проста — закон об оккупации запрещает производить радиолокационное оборудование в Берлине, а именно это направление может вдохнуть в компанию новую жизнь и обещает быть наиболее прибыльным. Остальные направления Telefunken AEG превращает в «Schwachstrom-Subsidiary», которое занимается разработкой и производством коммуникативных систем, систем обработки и передачи данных (первые немецкие компьютеры), радиоэлементы, радиоприемники, телеоборудование и телевизоры, проигрыватели грампластинок.

Ввиду достаточно широко поля деятельности, полное название сокращается до Telefunken GmbH в 1955 году. В 1963 году компания меняет форму собственности c GMBH (ООО по нашему) на AG (акционерное общество), так появляется Telefunken Aktiengesellschaft. В январе 1967 года компании «Telefunken» и AEG объединяют. Совместное называют «Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft AEG-Telefunken», центральный офис компании открывают во Франкфурте-на-Майне.


Научно-исследовательский центр Telefunken в Ульме. 1961 год будущий директор компании Манфред Бёрнер в компании коллег

В этот период компания активно работает по всем основным видам деятельности. Продукция пользуется спросом у военных, бизнеса (в особенности на телевидении и в звукозаписи), не менее популярны их устройства для широкого потребления (телевизоры, радиоприемники). Например, известно, что внушительная часть оборудования Abbey Road Studios, где записывались первые альбомы The Beatles, было создано Telefunken.


REDD.37 — консоль Abbey Road Studios

В частности, в установленной там консоли REDD.37 применялись ламповые усилители Telefunken V-72S, который является поздним усовершенствованным наследником более раннего легендарного V-41.

В 1972 году во время очередной реструктуризации от концерна отделяют самостоятельную вещательную компанию “Telefunken Fernseh und Rundfunk GmbH”, которая на правах отдельного бизнеса занимается телевидением и радиовещанием. Позже аналогичным образом отделяются:
  • «AEG-Telefunken Anlagentechnik AG» (ранее подразделение инновационных разработок);
  • «AEG-Telefunken Serienprodukte AG» (компания, выпускающая серийные продукты);
  • «AEG-Telefunken Kommunikationstechnik AG» (разработка коммуникационных устройств).


В этот период «AEG-Telefunken» и дочерние предприятия выпускает огромный ассортимент продукции от бытовых магнитофонов и телевизоров до военных устройств связи и оборудования профессиональных студий звукозаписи.



В начале 1984-го вещательную компанию «Telefunken Fernseh und Rundfunk GmbH» поглощает французская корпорация Thomson (Thomson-CSF). Начиная с этого момента Thomson начинает использовать бренд «Telefunken» как собственную торговую марку. Основная компания с 1979-го года начала использовать короткое название «AEG-Telefunken AG».



С конца 70-х у компании возникают серьезные финансовые проблемы. Различные активы и самостоятельные подразделения Telefunken на протяжении 80-х — 90-х приобретаются другими компаниями. Сам «AEG-Telefunken AG» в 1985 году становится собственностью концерна Daimler-Benz AG. В 1995-м «AEG-Telefunken AG» продаётся EHG Electroholding GmbH, а несколько позже EHG Electric Holding GmbH сам становится собственностью Daimler AG.

Судьба осколков колосса


Осколки гиганта сегодня существуют в качестве множества различных компаний, инженерных групп и конструкторских лабораторий. Так, в 2006-м году вновь появилось производство телевизоров под маркой Telefunken, изначально оно принадлежало турецкой компании Profilo Holding, а затем компании Vestel. В США открыто предприятие «Telefunken Elektroakustik», выпускающее реплики звукового оборудования Telefunken.



Немецкая компания Telefunken Solar занимается продажей фотоэлектрических генераторов на немецком внутреннем рынке. Всего в мире более 50 компаний используют в названиях продуктов и подразделений слово Telefunken, имея разную степень преемственности с оригинальным брендом. Владельцем того, что можно считать правопреемником того самого «AEG-Telefunken AG» по сей день является транснациональная компания Daimler AG, продукции под брендом Telefunken она не выпускает. За время существования компания зарегистрировала более 20 000 патентов.
Источник: habr.ru